|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебный план для отделений ДЮСШ составлен в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе «Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» , утвержденных Приказом Министерства спорта РФ № 1125 от 27.12. 2013 г. , Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта, Федеральными государственными требованиями, утвержденными Приказом Министерства спорта РФ № 730 от 12.09.2013 г.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих задач:
-
Содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
-
Подготовка спортсменов высокой квалификации;
-
Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
-
Организация и обеспечение безопасности на тренировках и различных спортивных мероприятиях;
-
Подготовка инструкторов и судей по видам спорта.
Учебный план рассчитан на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и интегральную подготовку. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок, направленных на ОФП.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки. В общем учебном плане представлена максимальная нагрузка для групп учащихся. Ежегодно этот учебный план пересматривается и утверждается педагогическим советом школы, в зависимости от тарификации тренеров-преподавателей.
Наполняемость учебных групп, максимальная нагрузка, расчетный возраст и требования для зачисления на очередной этап подготовки приводятся в таб. 1.
Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не превышает двух академических часов, в учебно-тренировочных группах – трех академических часов при менее чем четырех разовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю четырех академических часов, а при двух разовых занятий в день- трех академических часов.
Примерные сенситивные периоды развития физических качеств представлены в таб. № 2, примерные соотношения средств общей и специальной подготовки в процессе многолетней тренировки в таб. № 3.
Учебный план состоит из этапов многолетней подготовки:
Спортивно-оздоровительный этап
- укрепление здоровья;
- воспитание личностных качеств;
- освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков;
- знакомство с основами спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних физкультурно – спортивных занятий;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.
Этап начальной подготовки (предварительной подготовки)
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
- выявление задатков и способностей детей;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- воспитание черт спортивного характера.
Тренировочный этап (этап начальной специализации)
Задачи и преимущественная направленность:
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в различных видах спорта;
- уточнение спортивной специализации.
Тренировочный этап (этап углубленной специализации)
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- совершенствование техники;
- развитие специальных физических качеств;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;
- накопление соревновательного опыта.
Учебный план состоит из разделов по видам подготовки:
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний.
Теоретические знания имеют определенную целевую направленность: вырабатывают у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно-тренировочного этапа.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций, отдельных уроков, разбора методических пособий, кино- и видеоматериалов, публикаций в прессе, средствах массовой информации, специализированных журналах, а также бесед непосредственно на занятиях.
Теоретический материал преподносится в доступной для данной возрастной группы форме. По мере спортивного совершенствования спортсмена отдельные темы изучаются повторно с более глубоким раскрытием их содержания.
Физическая подготовка
Включает в себя специальную физическую подготовку и общую физическую подготовку.
Задачами общей физической подготовки являются:
-
Всестороннее развитие организма спортсмена, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;
-
Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок;
-
Улучшение морально-волевой подготовки «закалка боевых качеств»;
-
Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений.
Специальная физическая подготовка зависит от конкретного вида спорта и является специализированным развитием общей физической подготовки. Ее задачи:
-
Совершенствование физических качеств, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта;
-
Преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико-тактического совершенствования в «своем» виде спорта;
-
Избирательное развитие отдельных мышц и группы мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения.
Воспитательная работа и психологическая подготовка
Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена - итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
Основными задачами психологической подготовки является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру.
Соревновательная подготовка
Включает в себя участие в соревнованиях, согласно календаря спортивно-массовых мероприятий.
Восстановительные средства и мероприятия
Данный раздел включает широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей юного спортсмена, а также методические рекомендации по использованию средств восстановления.
Тренировочный этап (начальной специализации) - восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питания. Витаминизация.
Тренировочный этап (углубленной специализации) - основными являются педагогические средства восстановления, т.е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена; необходимо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха как в отдельном тренировочном занятии, так и на этапах годичного цикла. Гигиенические средства восстановления используются те же, что и для ТЭ начальной специализации.
Из психологических средств, обеспечивающих устойчивость психического состояния юных спортсменов при подготовке и участии в соревнованиях, используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы.
Из медико-биологических средств восстановления: витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна.
Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей.
Решение этих задач начинают на тренировочном этапе и продолжают инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Занятия проводятся в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся учебно-тренировочного этапа должны овладеть принятой в виде спорта терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений; овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия). Во время проведения занятий развивается способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, умение находить ошибки и умение их исправлять. Занимающиеся должны научиться вместе с тренером проводить разминку, участвовать в судействе. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов соревнований.
|
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|